ГлавнаяО детской психологии

Счетные палочки Х.Кюизенера

Счетные палочки КюизенераСчетные палочки Х.Кюизенера для детей 3-7 лет представляют собой комплект цветных  счетных палочек. С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия (такое же число обозначает каждая палочка одинакового цвета и длины) и порядка следования чисел: 1,2,3,… В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности, таких как число, отношение, порядок следования, счет, измерение, мерка и др.

Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения,  дети подходят на основе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений.

Например, представление о числе «5» формируется у ребенка на основе сосчитывания предметов, цветных счетных палочек, при условии соотнесения каждого предмета с числом натурального ряда, начиная с числа «один»; «шагая по лесенке», составленной из цветных палочек или кубиков. При этом ребенок замечает, что «шагая по лесенке» вверх – числа увеличиваются, а, спускаясь – уменьшаются, начинает понимать порядок следования чисел в двух направлениях и способ получения числа путем увеличения или уменьшении на 1.

Ребенок оказался в такой ситуации: действуя с палочками в условиях игры, затрудняется в определении количественного значения желтой и бордовой. Узнать это очень просто, желательно, чтобы ребенок догадался об этом сам. Он берет белые кубики (единицы) и накладывает (или прикладывает) их на палочку, обозначающую число 8 (бордовую) и число 5 (желтую). Сосчитывает количество кубиков, убеждается в том, что одна из палочек – число 8, вторая обозначает число 5, устанавливает связь между цветом, длиной палочек и числом, запоминает. Для этого ребенок смоделировал числа 8 и 5 с помощью белых кубиков, убедился в их составе из единиц, количественном отношении (одно больше (меньше) другого на 3).

В приведенном примере белый кубик (число 1) выступал в качестве мерки (единицы измерения). Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным. В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения больше – меньше, столько же, больше (меньше) на 1,2,3,…, деление целого на части и отношение частей, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел, начинает практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления. Кроме этого дети осваивают пространственные отношения (слева направо, левее, вдоль, выше, чем … и др.), понятия «между», «каждый», «одна из…», «какой - нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину», «быть одинакового (разного) количественного значения».


Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.

Комплект счетных палочек Кюизенера состоит из пластмассовых призм 10 разных цветов. Наименьшая призма имеет длину 10 мм, является кубиком, следующие с последовательным увеличение  по длине на 10 мм. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», палочки 3,6,9 образуют «синюю семью»,  «семейство желтых» составляют 5 и 10.

Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по размеру. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел кратных трем; числа кратные пяти, образованы оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число раз выкладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

Каждая палочка – это число, выраженное цветом и размером.

Игры и упражнения состоят в группировке палочек по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости. Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру.

Дети строят из палочек лестницы, располагая их на плоскости стола как в двухмерном пространстве, так и в трехмерном. В этом случае выделяется длина, ширина и высота лесенки.

С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого  в развитии у них числовых представлений.

Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для  этого в каждой игре – упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение.

Составление на плоскости или построение лесенки в двух направлениях (подъем и спуск) дает возможность разнообразить упражнения, а ребенку проявить большую самостоятельность  в организации игры.

Освоив построение числовой лесенки и поупражняясь в количественном и порядковом счете, дети переходят к освоению отношений чисел. Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу.

Освоение состава чисел сопровождается упражнениями в вычитании. Вслед за практическим освоением состава числа, действий сложения и вычитания на цветных палочках, дети начинают осуществлять их в уме (в 5-6 лет).

Рекомендуемая литература:
*Фидлер М. Математика уже в детском саду.
* Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников.
*Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы.
*Кларина Л.М., Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Разноцветные полоски. Играем  детском саду, дома и на улице.
*Чеплашкина И.Н.  и др. Математика это интересно.
*Финкельштейн Б.Б., Хвостова Э. «Кростики» (игра с цветными счетными палочками Кюизенера).
* Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце…» (набор игр с цветными счетными палочками Кюизенера).
* Финкельштейн Б.Б. Волшебные дорожки  (Палочками Кюизенера для самых маленьких).

On-line заказ персонала для дома