ГлавнаяО детской психологии

Методика Марии Монтессори

Мария Монтессори Первая, по-настоящему продуманная система раннего развития была разработана Марией Монтессори. Эта методика развития оказала существенное влияние на современное образование и развитие детей, она выдержала проверку временем и получила всемирное признание.Глубокое осмысление педагогических идей Монтессори возможно лишь на основе анализа ее философских взглядов и понимания ею природы и процессов развития ребенка. Монтессори отвечает, что ребенок обладает другой формой разума, отличной от разума взрослого. «Можно было сказать,- пишет она, что мы получаем наше знание с помощью нашего ума, в то время как ребенок абсорбирует его своей психической жизнью…

Нам трудно понять способности детского разума, но речь идет, несомненно, о привилегированной форме ума». Ребенок впитывает образы окружающего мира, предоставляемые его органами чувств, бессознательно и неустанно. Мышление ребенка Монтессори сравнивает с губкой, впитывающей воду. Точно так же, как губка впитывает любую воду - чистую или грязную, прозрачную, мутную или подкрашенную,- детский ум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие и плохие», «полезные или бесполезные» .В этой связи особое значение приобретает предметная и социальная среда, окружающая ребенка и основная задача взрослых ,окружающих ребенка в этот момент развития- создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка, так как именно из окружающей предметной и социальной среды ребенок берет «строительный материал» для своего самосозидания. Эта среда должна давать детям возможность выбора и самостоятельной деятельности. И когда такая среда создана, взрослому следует не мешать, а тактично помогать ребенку строить свою личность.

Методика М. Монтессори не только признана - в некоторых странах ( в Италии, Японии, Германии ), она является ведущей .Сущностью воспитания , по Монтессори, является «помощь жизни с самого рождения»: «Воспитание, которое рассматривает жизнь как центр, меняет все до сих пор существовавшие идеи о воспитании». Содействие естественному развитию связано у М. Монтессори с пониманием природы ребенка и особенностей его развития. Воспитывать по системе Монтессори- давать свободу действий ребенку, уважать его выбор, интересы и мнение, наблюдать за самостоятельным развитием малыша.

Взрослый, находящийся с ребенком, скорее не обучает ребенка, а руководит его деятельностью. Не заставлять ребенка делать что-либо, а нужно заинтересовать его, помочь ему раскрыть его потенциал. Нужно учитывать потребности, способности и исходить из того, что ребенок уникален, и чтобы раскрыть детский талант, к каждому ребенку требуется индивидуальный подход.

Ребенок еще не приспособился к этому миру, у него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими предметами. Задача взрослых- помочь ребенку освоиться, подготовить для этого условия. Это означает, что перед тем, как малыш начнет самостоятельно исследовать игрушки, пособия, которые вы для него приготовили, покажите ему, как ими пользоваться, Если малыш будет уверен в том, что может достичь результата, он не будет расстраиваться в случае неудачи и не потеряет интереса к игрушке. Вот поддерживать этот интерес - одна из главных задач взрослых.

М. Монтессори считала, что очень важной задачей является вопрос о детской самостоятельности. Дети должны научиться быть самостоятельными и вы должны направлять терпеливо усилия ребенка в достижении этой цели. Бывает, не хватает времени, бывает, не хватает терпения наблюдать, как ребенок медленно и неумело что-то старается самостоятельно делать, гораздо легче это сделать самой- времени займет меньше и результат будет лучше. Запаситесь терпением и ненавязчиво помогайте малышу, а то ребенок решит, что любое его начинание или старание никому не нужно и бессмысленно это делать. Монтессори считала, что детей обязательно нужно учить навыкам практической жизни - нужно учить одеваться, застегивать пуговички, налить куда-то воду, полить цветы, сложить свои игрушки, разложить свою одежду по шкафчикам, чистить обувь и т.д., делать то, что по силам ребенку в силу его возраста. Этим навыкам можно и нужно учить ребенка дома. Сейчас продается масса готовых игровых пособий со всевозможными застежками, шнуровками, молниями, чтобы научить малыша застегивать пуговицы, крючки и кнопки, завязывать шнурки. Закрепляйте эти знания в домашних условиях на настоящих домашних вещах. Мы часто говорим детям: «Ты еще маленький!», «Подрастешь, тогда и будешь делать все сам». К сожалению, потом будет поздно… Пусть ребенок учиться чистить и резать овощи, сервировать стол и делать многое другое, чего так бояться мамы, конечно, все это должно происходить под вашим присмотром.

Давайте ребенку возможность поиграть с водой (дети обожают игры с водой), сыпучими предметами, Пусть учиться сортировать предметы разной величины- все эти занятия развивают координацию рук и дают пищу для размышления. И вы должны понять, что бывает без порчи имущества не обойтись, но когда вода разливается на пол или что- то разбивается, разлетается на осколки, ребенок сам навсегда запоминает, что он допустил ошибку, он сам расстроен, и нет необходимости ругать его. Вот в этом и заключается один из замечательных принципов Монтессори- педагогики, который назван автоматическим контролем ошибок и педагогикой без наказаний.

Нужно предоставить ребенку как можно больше объектов для изучения. Чтобы активно развивалось зрение, вкус, обоняние, слух малыша, вам придется запастись всевозможными пособиями и предметами. Предметы должны иметь различную форму и быть сделанными из разных материалов.

On-line заказ персонала для дома