ГлавнаяКонсультации для родителей

Раннее развитие: «за» и «против»

Раннее развитие детейО чем все чаще беспокоятся молодые мамы в наше время, склоняясь над кроваткой новорожденного малыша? В первые дни - чтобы спал спокойно, чуть позже - чтобы рос здоровым, не отставал в развитии от сверстников. Для этого нужно с ним заниматься - сначала самой, потом придется поискать подходящий садик, потратив немало усилий, чтобы найти хороший, уютный, со знающими педагогами-воспитателями садик.

В наше время существует масса школ раннего развития, а может лучше вообще оставить малыша дома с няней, не лишать его детства... Чем хуже традиционное дошкольное образование? Голова молодой мамы идет кругом от решения этих вопросов.

Когда говорят о «раннем развитии», имеют ввиду интенсивное развитие способностей ребенка в возрасте от 0 до 3-4 лет. Некоторые современные педагоги считают, что наши дети начинают учиться слишком поздно - как раз в тот период, когда мозг уже перестает расти (около 7 лет). Но неужели действительно необходимо начинать учить малышей в столь нежном возрасте?

Дело в том, что сразу после рождения детский организм начинает бурную деятельность: развиваются зрение, слух, обоняние, вкус, осязание: ребенку необходимо приспосабливаться к новым условиям. Получение информации для ребенка является необходимостью. Его мозг все время работает - учиться сравнивать и делать выводы. Он выдерживает нагрузки, которые не сравнить с теми, что позволяют взрослые. Как ему это удается?  Методики раннего развития существуют как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой нелегкой задачей.

Чтобы научить чему-то ребенка, сначала нужно научиться самому и иметь четкое представление, какие методики «раннего развития» существуют, в чем смысл самой идеи раннего развития. Существует методики и опыт развития детей известных и признанных мастеров - М. Монтессори, Г. Домана, С. Лупан,  Л. И С Никитиных, Н. Зайцева; современных педагогов - О. Жуковой, Е. Колесниковой, Е. Бахтиной, И Светловой, И. Лыковой, Петерсона, Земцовой, чьи авторские методики утверждены Министерством образования для развития детей. Каждая методическая система интересна по-своему, но их объединяет любовь и уважение к маленькому человечку. Понаблюдайте за своим ребенком, и он сам поведением своим подскажет, какой опыт ему необходим, выберите ту, которая заинтересует Вас и будет соответствовать психологическому складу Вашего ребенка, его наклонностям.

Много написано и сказано о том, что если с малышом не просто играть и читать, а заниматься, используя какую-либо методику раннего развития, то он начнет развиваться быстрее и интенсивнее. Словарный запас станет значительно богаче словарного запаса его сверстников, и Ваш ребенок будет отличаться умом и сообразительностью. Раннее развитие  - это не мода, а необходимость, продиктованная нашим временем.

Часто родителей, которые не жалеют времени и сил, да и немалых денег на обучение и образование ребенка, упрекают в том, что они просто хотят удовлетворить собственные амбиции. Считается, что это непосильно для ребенка, что это делается вопреки желанию малыша. На самом деле, ребенка, в отличие от взрослого, невозможно заставить учиться насильно. Если он уста или информация слишком сложна, то он просто не будет заниматься.

Сегодня всем известно, что именно на первом году жизни у малыша складывается впечатление о мире и формируются основы будущего поведения. Основную массу мозг ребенка набирает в течение первого года жизни. Природные задатки наиболее эффективно развиваются в период от рождения до 3-5 лет. Все дети начинают учиться сразу после рождения  - без этой естественной потребности они не смогли бы адаптироваться в жизни, не приобрели бы необходимые навыки. В этот период мозг ребенка требует не только питания, но и ежедневной тренировки. С каждым годом (это уже доказано учеными) детская потребность к саморазвитию слабеет и познание - это необходимое условие дальнейшего развития, и чем раньше мы начнем прививать ребенку определенные навыки, жизненные понятия, тем легче и органичнее он их примет.

Бытует такое мнение «пойдет в школу (садик) - там научат». Конечно научат, но чем позже ребенок начинает учиться, тем труднее ему будет. Тем более в садике воспитательнице приходиться заниматься с 10-15 ребятишками, конечно, малыша многому научат, но  «закреплять пройденный материал» придется все-таки дома. И ждать, пока у него появиться настроение учиться, воспитательнице некогда: в детском саду существует своя программа, свой учебный план. В школе еще сложнее: и нагрузка больше, и требования строже. Потребуется умение сосредоточиться, хорошая память, которую надо развивать заранее, быстрота сообразительности.

Некоторые родители утверждают «мы со своим ребенком ничем не занимались - растет не хуже других». Как правило, так рассуждают либо ленивые, либо ограниченные родители, а само понятие «не хуже других» очень относительно. Детям, с которыми никогда и ничем не занимались дома, не водили в музеи и театры, на чьи пытливые «детские» вопросы не  отвечали, а развлечение ограничивалось просмотром телепередач, трудно раскрыть свои возможности. А тех, у кого в подобных условиях не пропало стремление к познанию и творчеству, к сожалению, очень мало. Это в полном смысле слова «самородки».

Читайте, размышляйте, пробуйте - информации о воспитании и обучении сейчас много. Просматривайте специальные журналы и книги. Используйте интернет: пообщайтесь на форумах с другими родителями, почитайте тематические странички. Вы лучше всех знаете своего ребенка, вам проще его понять и почувствовать, и для него вы самый лучший педагог. Вы обязаны находить время для общения со своим ребенком, хотя бы 15-25 минут в день или по вечерам, но пусть это будут минуты, посвященные исключительно вашему малышу. Совсем не обязательно устраивать настоящие уроки. То, что для вас обыденно, неинтересно, для малыша - прекрасная возможность познать мир, тем более, что он будет делать это вместе с мамой, такие минуты общения е заменишь ничем. Главное, чтобы у вас было желание заниматься, и вы не боялись фантазировать.

Существует категория родителей, которые говорят «у ребенка должно быть детство». Таков самый распространенный  аргумент противников раннего развития детей. Используют его именно те «советчики», которые знают о новых методиках только понаслышке. Они считают, что счастливое детство - это беззаботные игры (для девочек - с куклами, для мальчиков - с машинками) и никаких умственных нагрузок. Основные принципы такой семейной педагогики: «рано ему еще это знать» и  «пусть лучше побольше гуляет». Все бы хорошо, но какими принципами будут руководствоваться родители, когда их дети достигнут поры отрочества и юности, привыкнув только гулять?

Есть категория родителей, которые буквально после выписки из роддома готовы носить малыша на всевозможные развивающие занятия, делать самую сложную гимнастику, а позже записывают его во все существующие кружки. От бедного ребенка требуется быть самым сильным, самым умным, самым ловким. В  результате - невроз. Психологи называют такой подход к воспитанию реализацией собственных амбиций и желаний за счет ребенка. Тут уж действительно, пусть уж больше гуляет...

Чтобы не стать заложником собственного родительского честолюбия и тщеславия, нужно запомнить одну простую истину. Никогда нельзя судить о том, насколько  развит ваш малыш, сравнивая его успехи с успехами  рядом играющего ребенка или двоюродной сестры. Сравнивайте своего ребенка с самим собой: каким становится ваш ребенок благодаря вашим совместным занятиям и каким бы он был, если бы вы этого не делали? Уважайте своего малыша, его детское мнение, старайтесь узнать, чем он интересуется, каковы его способности, что его больше всего увлекает, и тогда обучение по методикам раннего развития будет успешным. Не так важно, когда ребенок научился читать, а важно, чтобы он научился получать знания, думать, рассуждать. Такой подход поможет вам найти методы, которые подходят именно вашему малышу.

Прежде, чем приступить к образованию ребенка, посвятите время подробному и внимательному изучению основных положений различных педагогических систем раннего развития. Соответственно, авторы и последователи каждой педагогической системы уверены, что именно их способ  обучения уникален и эффективен. У каждой методики есть свои преимущества и недостатки, и ваша задача - разобраться, что будет нужно и полезно именно вашему малышу.

 

On-line заказ персонала для дома