ГлавнаяКонсультации для родителей

Педагогические ситуации в семейном воспитании ребенка

Семья

Родители – первые воспитатели и  учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В семье ребенок приобретает первый свой социальный опыт. Велико влияние микроклимата на становление личности человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно - эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.

Ребенок по свое природе активен  любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых.. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает:  положительные или отрицательные, какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности.

Дети чутко улавливают отношения взрослых к ним, и в зависимости от этого у них возникают соответствующие способы поведения. Если любое желание ребенка выполнять безотказно, в нем может развиться эгоцентризм.

Некоторые родители не понимают, как можно избаловать ребенка. «Ничего лишнего не покупаем, игрушек не больше, чем у других, одеваем, как все. Разве этим балуем его?»- сетуют они.

Но избаловать ребенка можно не только всевозможными излишествами, но и нетребовательным отношением к нему. Если ребенок привыкает смотреть  на своих близких с позиции потребителя, то трудно в нем сформировать чувство долга перед ними. Он привык пользоваться предоставляемыми ему правами и не знает никаких обязанностей. Так вырастают люди деспотичные, заносчивые, эгоистичные, склонные к переоценке собственных возможностей.

Дети ведут себя соответственно тем установкам, которые они получают от взрослых. Потребности и желания не возникают у ребенка из ничего, их порождает поведение родителей, их отношение к нему.
Будет ли первоначальный опыт общения ребенка со взрослыми в системе отношений «взрослы – ребенок» положительным, зависит от  того, какое положение он занимает в семье.

Дети присматриваются к нам, взрослым, они обладают необыкновенной способностью распознавать наше настроение и заражаться им; чутко улавливают, как мы относимся к ним: готовы ли уступать или непреклонны, раздражены или благодушно настроены.

Маленькие дети обладают большой склонностью к подражанию.  Ребенок говорит языком окружающих – высказывает их взгляды, повторяет их жесты, подражает их поступкам. Особенно ярко это проявляется в играх детей. Ребенок дошкольного возраста еще не обладает прочными представлениями, что хорошо, а что плохо. В то же время он совершенно уверен: все, что делают взрослые, - хорошо. Малышу так хочется быть большим, походить на близких!

Одним из важных условий воспитания является согласованность требований всех взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой – как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из членов своей семьи.

Важно уметь отличать озорство от шалости ребенка. От этого зависит, сумеем ли мы вовремя остановить ребенка. Шалость - забава невинная: ребенок весел, оживлен, пытается по – своему, по – детски острить, смешить окружающих и занимать себя. Однако если ребенок не знает границ в своих шалостях, то они нередко перерастают в озорство. В проявлении озорства ребенок как бы переступает границы дозволенного. Взрослые обязаны определить ту черту, за которую он не должен переступать, и соответственно руководить его поведением. Если ребенка приучили со вниманием относиться к слову взрослого, то шалости удается легко прекратить.

Стремление быть хорошим  характерно для детей. Ребенок всегда верит в то, что он хороший. Взрослым важно поддерживать в нем эту веру, она возвышает человека. Ребенку полезно слышать от взрослых заслуженную оценку своих действий. Когда положительный детский поступок подкрепляется оценкой, тогда абстрактное «Я хороший» обретает конкретный для него смысл.

Детскую настойчивость родители нередко принимают за упрямство. И то и другое сходно по своему внешнему выражению в поведении ребенка. Но их путать нельзя, ибо упрямство – отрицательное проявление поведения ребенка.

Стремление достичь задуманной цели – хорошая черта, и родители должны стараться  укреплять ее, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребенку завершить начатое, чтобы не гасить в нем целеустремленные действия.

Упрямство присуще избалованным детям, привыкшим к чрезмерному вниманию, излишним уговорам. Оно возникает также и тогда, когда детей часто одергивают, покрикивают на них ограждают бесконечными запретами. В этом случае детское упрямство – результат неправильного подхода – является как бы защитной реакцией против чрезмерного потока «воспитательных» мер.

Дети не рождаются капризными и упрямыми, и это не возрастная их особенность. Капризным ребенок становится в результате допущенных  ошибок в воспитании. Взрыв детских капризов – это тактика малыша добить своего, такая сцена рассчитана ребенком на то, чтобы добиться от вас уступки. Когда же он убеждается, что возле него нет сочувствующих и никто не спешит успокоить его, ему ничего не остается, как прекратить сцену. Скоро малыш поймет, что его вопли никого не трогают, привычка имитировать истерику постепенно исчезнет.

Уважать ребенка как личность – это значит проявлять деликатность, такт в обращении с ним, уметь разговаривать с ним и выслушивать его; проявлять выдержку даже тогда, когда детское непослушание вызывает раздражение; уметь выбрать  способ воздействия  на ребенка, не насилуя его волю; уметь выбрать место и время для разговора «по душам»; уметь понять ребенка и мотивы го поступков, чтобы став на его место, решать, как поступить с ним по справедливости, и лавное – при выборе приемов воздействия опираться на то лучшее, что есть в ребенке.

Уважать ребенка – это не значит идти у него на поводу, проявлять уступчивость, напротив, быть разумно требовательным и строгим.

Очень важно, чтобы подход к ребенку опирался на все возрастающее его сознание. Такой метод воздействия развивает ребенка в нравственном плане, дает ему возможность активно вырабатывать критерии хорошего и плохого. И главное – готовит его к дальнейшей жизни, когда ему придется самостоятельно, без родительских «директив» управлять собою, проявлять сдержанность.

Если взрослые обладают чувством юмора, то и ребенок, постоянно с ними общаясь, приобретает это качество. Даже маленькие дети склонны откликаться на шутку, если она понятна им, и сами способны ответить шуткой. Чуковский писал в своей книге «От двух до пяти» о том, что надо стараться «воспитывать в ребенке юмор – драгоценное качество, которое когда ребенок подрастает, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной сред и поставит его высоко над мелочами и дрязгами».

Ребенок нуждается в серьезном, заинтересованном отношении взрослых к себе. Но если он постоянно наталкивается на равнодушие, нежелание взрослого разделить с ним радости и волнения, то потребность нести близким самое сокровенное постепенно затухает. В результате детское стремление к контакту с родителями ослабевает. И как знать, не станут ли вскоре родители сожалеть об этом! Когда ребенок становится школьником и когда его дела начинают  нас волновать, мы ждем от него рассказов о школе, учебе, друзьях, событиях в классе. Нам интересно знать, что думает, чем живет, что интересует, волнует ребенка. Но при таком отношении к его интересам напрасно ждать от него в дальнейшем откровения, не следует удивляться его замкнутости.

 

On-line заказ персонала для дома